пятница, 14 ноября 2014 г.

Американское посольство

Сегодня впервые посетил посольство страны, которая всю мою сознательную жизнь обозначала собой всю вражескую нам силу. Клянусь, даже в посольстве Германии не было никогда никаких Таких чувств. У немцев в консульском отделе посольства всегда царил порядок, несмотря на толпы народа, и относительная доброжелательность. Относительная, потому что все же мы с ними категорически разные, отсюда некоторая дистанция все же присутствовала.

Например один мой знакомый году в 2000 заносил документы на визу в Германию. Подошла его очередь, он запихнул в щель под окошком пачку документов и стал наблюдать за улыбчивой молодой девушкой по ту сторону стекла. Та внимательно перелистала все бумаги, сразу ненужные копии выбросила, нужные отсортировала по лоткам перед собой, потом улыбнулась Лёхе и сказала по-русски, но с ощутимым акцентом: "А теперь пожалуйста ваш паспорт, фотографии и 20 марок". Лёха с готовностью выдернул из папочки все, что она просила, но, наклонившись к щели, доверительно понизив голос, сообщил: "Только, девушка, я тут закрутился, марок не достал, у меня доллары по курсу." Улыбку девушки даже не корябнуло, она продолжала источать дружелюбие. Однако же и паспорт с долларами лёхиными она брать не собиралась: "А теперь пожалуйста ваш паспорт, фотографии и 20 марок".



"Да я понял",- закипал Лёха, - "Но нет у меня марок!!! Доллары что, хуже?! Вот, посмотрите, нормальные доллары!" И он попытался подтолкнуть паспорт свозь щель девушке на стол. У него ничего не вышло, а через несколько минут его вывели из консульства под руки. Он бесновался с совершенно красным лицом. Спорю, что девушка так и продолжала улыбаться.

Но в основе этих разногласий все же наше невнимание к деталям и надежда на авось. Ну не в смысле, вдруг она не заметит и примет доллары за марки. А в смысле, что ну ладно, разберемся как-то на месте, придумается что-то. И вот это вступает в противоречие с немецким педантизмом, который предписывает сначала внимательно ознакомиться с инструкцией, а потом приступить к ее пошаговому выполнению.

Но кроме таких шероховатостей никаких неприятных ощущений у меня никогда не было. Во французском посольстве всегда царил легкомысленный бардак, который французы пытались компенсировать излишней бюрократией. Тоже впрочем безуспешно. У швейцарцев всегда была идеальная чистота, даже в той малюсенькой будочке, в которой они принимали документы и которую они гордо называли консульский отдел. В будке помещалось от силы 20 человек, причем если первый в очереди чихал, то двадцатого выкидывало людской волной на улицу. Но с другой стороны и сама Швейцария своими размерами, между нами-то говоря...

Совсем другое дело сегодня утром. Начать с того, что перед входом в посольство США стоит калиточка, перед которой наш родной мент с каменным лицом собирает у всех в очереди паспорта, потом с ними заходит в свою какую-то будку, где сквозь затемненные окна видно, как работает сканнер. Только после этого вам отдают паспорт и позволяют войти внутрь посольства.

То есть прямо сразу становится ясно, что государство, где я родился и вырос, не в восторге от того, куда я сейчас собираюсь войти. Моему государству всегда было пофиг, когда я заходил в любую другую дипмиссию. Не так далеко от моего дома стоит посольство Таиланда, так там наша милиция по-моему набирается сплошь из буддистов, настолько они там умиротворенные и в гармонии с окружающим их миром. А тут, под тенью звездно-полосатого флага лица наших полисменов напряжены, как будто они и не милиционеры вовсе, а целые пограничники.

А внутри, за калиточкой, работают уже американские секьюрити. Их судьба мне показалась трагикомичной. Дело в том, что они все сплошь русские. Русские люди, которые когда-то свалили за своей мечтой, рассчитывали покорить, кто Голливуд, кто Майкрософт. Представляю себе их перелет через океан, когда у них было 10-12 часов на подумать-помечтать, какие картины они себе рисовали про свое будущее? Возможно там был успех и всемирная слава. Точно там была малоэтажная Америка, лужайка, барбекью с соседями. Но нет. Судьба - злодейка! И вот она, Москва, серая и промозглая, да еще и с запахом серо-водорода. Да, их работа достаточно щедро оплачивается, так как все равно они считаются госслужащими. Да, у них неплохие перспективы в плане пенсий. Но мечты!!! Мечты-то куда девать?!

Внутри посольства все организовано практически идеально. Ни разу не возник сакраментальный вопрос всей нашей бюрократии: "А куда мне идти-то?". Ни разу не возникло даже намека на какую-то параллельную очередь, как наши люди умеют организовать например при регистрации на рейс в аэропорте, когда из одного хвоста пассажиров наши делают шесть-семь очередей, когда за стойкой всего три представителя авиакомпаниии.

Тут все четко. Общая очередь с каждым этапом сама собой сортируется на иммигрантские визы, неиммигрантские, беженцы. Отдельное направление имеет пикантная статья - невесты. Указателя для женихов я не обнаружил.

И все же, несмотря на организованность и комфорт, наличие туалетов и автоматов с водой и печеньками, все равно не покидало ощущение, как это называлось в СССР, накопителя-распределителя. То есть в любом европейском посольстве я человек, со своими закидонами, со своим правом на ошибку, ко мне готовы, меня ждут и уважают, я собираюсь к ним в гости, они рады, просто перепроверят сейчас кое-что. Тут же я оказался человекоединицей, которую надо лишь правильно отсортировать. Ощущение конвейера, на который я встал, конвейера совершенно без единой человеческой эмоции.

Откуда такое чувство, я пока не разобрался. Может это я просто себе что-то такое накрутил. После собеседования через тамбур с вращающимися дверями вышел на улицу, и меня совершенно ледяным взглядом смерил московский полицейский. Как будто я тут в его видении мира уже чужой. Там конвейер бездушный, тут чужой. Вот так, только сходил в посольство на собеседование, а как будто эммигрировал.

1 комментарий: