четверг, 22 января 2015 г.

Фильм Левиафан

Пришлось посмотреть. Потому что при том накале обсуждений этого фильма, который сложился у нас сейчас, я его еще не смотрел, но уже четко знал, кто там с кем и о чем разговаривал и в каких крепких выражениях. Поэтому да, посмотрел его в пиратском исполнении в сети, но теперь готов заплатить Звягинцеву, пишут, что он нашел какой-то вариант пожертвований съемочной группе.

Скажу так. Фильм очень хороший. Самый главный  момент, теперь ставший в нашем кино редкостью, это невероятнейшая игра актеров!!! Увы, сейчас даже признанные мэтры у нас в многочисленных телесериалах лишь зловеще вращают глазами и нелепо размахивают руками в кадре, не говоря уже о молодых актерах. А тут ни единого холостого выстрела. Каждый персонаж написан со всеми деталями, и все эти детали каждый актер переживает на экране так, что мне просто становилось страшно за их психику. Говорят, что Ларс Фон Триер умеет выжать актеров, как лимон, так что у них в процессе съемок через одного случаются нервные срывы. Вот тут Звягинцев добился того, что на экране эмоции бьют через край, даже если в кадре герои просто молчат. Это потрясающе! А уж если, забегая вперед, кто-то в этом фильме и достоин Оскара, Каннского приза, Венецианского, да всех призов, это Елена Лядова. От нее в этом фильме просто мурашки с кулак по спине.

Сам сюжет, точнее сама история, на мой взгляд не является уж прям настолько интересной. В каком-то смысле сюжет классический. Где-то писали, что в основу истории легла эпическая война американского бульдозериста против всего города. Хотя примерно тот же сюжет встречался в истории гораздо раньше, взять хоть пушкинского Медного Всадника. Если вам еще не пересказали содержание фильма из каждого утюга, то можете по Пушкину сориентироваться, где там хунт беграбен (нем.).

Мата в фильме очень много. Слишком. Очень много также водки, с какого-то момента прямо из горла. Еще есть много типично российского депрессивного пейзажа. Вот у нас зимой красиво, летом красиво, даже ранней осенью красиво. А вот потом наступает такая пора, от которой выть хочется. Когда смотришь на экран и четко, кожей понимаешь, что там сейчас промозгло, холодно, что вот-вот пойдет дождь, который очень скоро перейдет в снег. Вот так оно и выглядит там. Совсем недавно очень нашумел у нас фильм с Хабенским и той же Еленой Лядовой, Географ глобус пропил. Его очень-очень все хвалили, и правда неплохой фильм. Так вот там все то же самое, только в сто, в тысячу раз хуже! Клянусь! Я его посмотрел, потому что очень многие рекомендовали. Посмотрел, убедился, фильм хороший. Но друзья!!! Это же совершенно невозможно смотреть, настолько на экране все плохо. По сравнению с Географом фильм Левиафан выглядит очень даже приличненько.

И собственно главный вопрос. Что ж так бомбануло-то?! Тут и Мединский, тут и какой-то, прости Господи, политолог Марков, Энтео с Милоновым в первых рядах, Доренко рычит в эфире своего черносотенского радио про национал-предателей и про намеренное отсутствие в кадре моста на Остров Русский и открытия Олимпиады в Сочи. Вакханалия короче. Почему про Елену Звягинцева молчали, а вот про Левиафана Звягинцева вдруг поднялись волны до небес?

А я знаю, почему. Потому что Оскар этот, чтоб ему пусто было. Потому что комплекс у нас, с самого-самого детства комплекс. Помните потрясающий диалог из глуповатого фильма Дежа Вю, когда наш профессор энтомолог приводит американского профессора энтомолога в одесскую столовую пообедать, но столовая закрыта на "спецобслуживание". И тогда наш профессор молит официанта: "Вы что?! Это же американский профессор, светило!!!" Официант внимательно с головы до ног осматривает американца и, переминаясь с пятки на носок, сквозь зубы произносит прекрасное: "Ну иностранца-то мы накормим..."

Знает официант, что "спецобслуживание" - это несуразица, чушь, бред. Знает Доренко, что в Мурманской области нет ни моста, ни олимпиады. Знает Марков, что у нас церковь слилась в экстазе со властью на всех уровнях. Все всё знают, и им оказывается стыдно. Клянусь, никакие не акции протеста, никакие публикации в интернете, а именно выдвижение Левиафана на Оскар вызвало у всей этой пропагандистской биомассы вдруг чувство стыда. Оказалось, что им совершенно по барабану, что они врут ежедневно своему собственному народу. Но вот перед миром им вдруг оказалось стыдно, что у нас вот так все тут на самом-то деле.

Именно этим моментом фильм Левиафан гениален. Ему удалось то, что уже давно не удается тут никому: расставить все по своим местам с одной стороны, и совершенно неожиданно показать какие-то вдруг человеческие качества у этих андроидов. Стыд - это прекрасно! Это значит, что осталось еще что-то, что еще можно в них разбудить, и тогда возможно когда-то жизнь тут у нас с вами начнет наконец налаживаться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий