пятница, 20 апреля 2012 г.

Мечты и их сбыча

В юности мечтаешь о шапке-невидимке для того,
чтобы незаметно проникнуть в женскую баню,
в зрелом возрасте - в банк, а в старости - в рай.
(Чей-то афоризм, который мне кажется просто гениальным)

Как-то читал интервью с одним из владельцев известнейшей марки швейцарского шоколада. Интервью с ним, как с настоящим завоевателем мира, потому что его продукция всем известна и всеми любима. Однако в ответе на один из вопросов корреспондента выяснилось, что оказывается нет, оказывается не весь мир, а амбиции этого человека именно таковы, что либо весь мир, либо ничего. Дело оказалось в том, что шоколад совершенно непонятен китайцам!




Действительно, сладости в Азии вообще, и в Китае в частности, совершенно другие, нежели в европейской культуре. Там они сладости буквально. То есть это либо чистый сахар, либо сахар, помещенный в некую рисовую субстанцию. А поскольку есть это не очень вкусно, то эти "сладости" для пущей привлекательности окрашивают в немыслимые кислотные "вырви глаз" цвета. Разумеется на фоне этой гаммы красок шоколад на прилавке, даже самый лучший в мире, будет выглядеть как минимум странно.


Так вот, когда этого именитого швейцарца спросили, какова заветная мечта человека, имя которого знают дети всего мира, он неожиданно ответил, что мечтает приучить каждого китайца съедать хотя бы 10 грамм шоколада в день. И, как выяснилось позже, ему оказалось глубоко наплевать, выучат ли его имя китайские детишки, будут ли мечтательно тянуть свои ручонки к его фамилии на логотипе. Нет, все просто, как барабан!!! Просто 10 грамм шоколада каждому китайцу в день позволят ему произвести и продать на 20 млн кг шоколада в день больше. Вот такая оказалась мечта у этого человека в дорогом костюме, дорогих туфлях и часах.

В ответ ему, сам того не ведая, рыдает белугой владелец сети кофеен Старбакс по всему миру. Есть мечты прекрасные. А есть, основанные на стереотипах, и потому глупые. Каждый европейский бизнесмен мечтает о том, что Russia is very big, и именно сюда он сейчас каааак начнет поставлять свой никому больше ненужный товар в космических количествах, каааак станет миллиардером, и будет толстым и важным. Убедить его в том, что Рашия из биг только в плане территории, и это еще совершенно ничего для его карьеры не значит, совершенно невозможно. И точно так же производители различной еды считают, что раз в Китае под 2 млрд людей, значит там его продукт нужен как воздух.

Именно так рассудил владелец Старбакса несколько лет назад, когда сломя голову ворвался в Китай со своими кофейнями. Он привез кофе сомнительного качества в страну, где тысячи и тысячи лет до этого умника пили только чай. Чтобы сломить этот стереотип, бизнесмен попытался ввести кофе не в качестве напитка, а в качестве образа жизни. Ну это типа как когда-то Ковбой Мальборо создал моду на курение, и как у нас сейчас пытаются сделать модным быть дебилом, пьющим пойло Клинское. И надо сказать, что этот трюк ему удался. В Китае действительно очень скоро стало модным сиживать в кофейне Старбакс, курить и беседовать о том и о сем. Проблема в том, что при этом почти ни один китаец ничего не заказывал. Мало того, долго болтать о том о сем за столиком в модном кафе без пропитания тяжело, и находчивые китайцы стали, следуя модному стилю, собираться там шумными компаниями, принося при этом еду и напитки с собой.

В итоге китайская часть сети Старбакс на грани разорения, владелец сети, г-н Шульц, рвет на себе остатки волос, модные китайцы сидят в кафешках и пьют из старбаксовых стаканчиков зеленый чай улун, и на очереди туда же, в атмосферу непонимания и отторжения, уже стоит владелец швейцарского шоколада, мечтательно прикидывая барыши.


Поэтому позвольте мне в эту пятницу свой первый тост поднять за мечты. Прекрасные, дерзкие, несбыточные, но только если они не связаны с волотильностью, нормой прибыли и процентными ставками. Потому что мечта должна делать человека лучше, и это не всегда означает богаче.

Комментариев нет:

Отправить комментарий