пятница, 4 октября 2013 г.

Про октябрь 93-го

Раз уж сегодня такой день, такая дата, то я тоже вспомню. Причем про меня вспоминать неинтересно, я в октябре 93-го тупо дома сидел, боялся. Интересно будет вспомнить про одного моего знакомого. Знакомого звали Кирилл и был он бывшим рощинским гопником. Для немосквичей или москвичей с небольшим стажем поясню, что речь идет о районе Москвы Марьина Роща, воспетом еще Манькой Облигацией: "Тююю!!! Малин что ль мало в Марьиной Роще!" Район этот всегда славился своими нравами, строгими но справедливыми. По крайней мере после 23-00 оказаться там и не лишиться хотя бы мелочи, было уже подвигом.

Это я к тому веду, что мало чем в жизни Кирилла можно было напугать. У него к его 22-летию было уже несколько ножевых ранений, несколько участий в массовых зарубах с люберецкими, у него на щеке был даже шрам, он утверждал, что от арматуры, от которой он увернулся, но чиркаша все же словил. Не верить ему у меня поводов не было. Сказал, что от арматуры, значит 99% что от арматуры. И если он рассказал с выпученными глазами, что он видел 4 октября на Новом Арбате, то значит именно так оно и было. Началось все с того, что 3-го они с друзьями раздобыли несколько ящиков Хамовнического пива...


Именно раздобыли. Тогда пива купить была целая история. Оно уже продавалось, но как правило безнадежно просроченное. Да-да, тогда пиво жило не долго, и купить свежака было настоящим искусством. В этот раз парням просто повезло. Кто-то оказался в районе метро Фрунзенская, случайно прошел мимо пивоварни Хамовники (была такая), заметил напружиненных мужиков возле заводского магазина, а это означало только одно: у местных калдырей появилась инсайдерская информация, что сейчас будут продавать излишки, по какой-то причине не нашедшие оптовых клиентов.

Молниеносно из телефона автомата был произведен обзвон всех знакомых, а через полчаса Кирилл уже подруливал к заводу на своем Москвичке. Купили сразу несколько ящиков. Пару поставили в багажник, пару закинули в салон, да и погнали в Рощу. Вечер предполагался гурманский. Кто-то обещал настоящих астраханских лещей (совершенно нереальный деликатес), кому-то из Мурманска подогнали креветок (тоже практически валюта). Кто-то не нашел ничего, и притаранил просто пару пузырей польской водки.

Тем временем с лестницы у Белого Дома Руцкой призвал людей брать штурмом мэрию и почему-то Останкино, хотя можно было не петлять и идти прямо на Кремль. В конце концов целью всей этой истории был девиз "Банду Ельцина под суд!" Почему они не пошли за бандой Ельцина сюда рядышком, а поехали через весь город в Останкино, непонятно до сих пор. Но все это говорилось с реально нахмуренными бровями, с особым революционным пылом, так что люди почему-то отсалютовали опальному вице-президенту фашистскими зигами, все попрыгали в грузовики и погнали на север города, сигналя и размахивая флагами со звездами и с завуалированными свастиками.

Проснулись парни следующим утром с особо сильным похмельем. Разгрома особого не наблюдалось, что странно. Все-таки от присутствия на таких гулянках слабого пола, пусть и легкого поведения, на утро не только значительная брешь в бюджете, но и очевидные бонусы. Кто предложил вчера искать продажной любви, вспомнить уже никто не мог, так что претензии предъявлять некому. Но тот факт, что девчонки перед сном действительно убрались в рощинском логове Кирилла, сделал это утро не таким хмурым. Мало того, на улице светило осеннее солнце. Причем не просто светило, а и грело. Кирилл поставил на плиту чайник и включил на кухне телевизор. Там говорили по-английски, показывали мост у гостиницы Украина, на мосту стояли танки.

Первой версией происходящего парни остались недовольны. Белочка конечно возможна, особенно учитывая количество выпитого. Но не у всех же одновременно и не с одинаковыми у всех картинками. Так что это не кажется, это действительно происходит. Тут кто-то вспомнил, что накануне из кирилова Москвича вытащили только то пиво, что было в салоне, до багажника дело не дошло. Слово за слово, друзья оделись и поехали на набережную возле Белого Дома. Тогда передвижение по городу за рулем в подпитии стоило в пределах 100 долларов, и такой купюрой Кирилл располагал.

Когда они подъехали к парламенту, народу там было уже изрядно. По крайней мере паркануться сразу даже не получилось. Вот фотка, снятая тогда, вот там где-то у моста на набережной стоит и светло серый Москвич Иж моего знакомого Кирилла.


Открыли багажник, достали по бутылочке и принялись наблюдать. Прежде всего вокруг стреляли. И иногда от каменного парапета моста отлетали осколки, так что явно это были не петарды. При этом вокруг было невероятно много народу. Многие были практически семьями, и стояли явно давно:

- Вон там, в сторону зоопарка, там много снайперов, здесь уже нет, тут уже танками всех распугали, - важно комментировал какой-то местный житель, стоявший тут с самого начала штурма и уже в который раз с удовольствием пересказывал увиденное вновь прибывшим любопытным.

Вдруг засвистело как-то совсем рядом. Потом россыпью ударило по земле. Несколько человек в 10-15 метрах в стороне вскрикнуло и повалилось на землю замертво.

- Ух, как кучно садит! Это с Нового Арбата вроде, - продолжал важно комментировать происходящее знаток, - Ой, а вы, ребят, где пиво брали?
- С завода, - хрипло выговорил Кирил и аккуратно попятился под мост.
- Ох, Хамовники я очень люблю, оно прям бархатное, не то что эти Жигули. Не угостите бутылочкой?
- Бери, - кивнул в сторону багажника Кирил, сам не в силах отвести глаза от упавших на траву людей. Люди не шевелились, а на их одежде выступила кровь. Самое жуткое, что несмотря на очевидную опасность, люди все прибывали и прибывали. Вскоре зевак стали пытаться разогнать солдаты. Куда там, народ отказывался уходить наотрез!

Страшно было, что оказалось совершенно невозможно определить, откуда, из какой стороны исходит опасность. Казалось, что вот она армия тут, парламент там, все вроде ясно. Однако стреляли отовсюду, непредсказуемо и отнюдь не друг в друга, стреляли в основном именно по зевакам. Как будто целью стрельбы был простой кураж, стрельба по живым мишеням.

В какой-то момент солдаты вычислили одного из таких стрелков, он сидел на самом верху крайнего дома на Новом Арбате, того самого, где тогда на углу еще был огромный глобус, след единственной уличной рекламы в СССР "Летайте самолетами Аэрофлота". "Сейчас будут подавлять",- со знанием дела сообщил кто-то в толпе.

И точно, через мгновение на Новый Арбат вырулил БТР, подъехал к дому с глобусом, прицелился, поводил дулом туда-сюда, да каааааак въе... Тут Кирилл описал все именно так, как оно виделось ему, простому пареньку из Рощи. Он попадал в жизни в самые разные передряги, но впервые он отчетливо видел, как одни соотечественники остервенело мочат других без четкой видимой причины. Казалось, что тут царит полный хаос. Однако отовсюду слышались хрипы раций. То есть кто-то отдавал приказы, кто-то был, кто принимает решения, даже в этом сумбуре.

Вот это пожалуй было самым главным впечатлением Кирилла. Кто-то отдавал приказы на все это. И вот это не укладывалось в голове. Кто-то дал задание этому снайперу войти в здание с глобусом, засесть на самом верху, занять позицию и потом стрелять по людям. По идиотам, зевакам, конченным придуркам, но безоружным придуркам. А потом кто-то уже другой дал приказ экипажу БТР подавить эту позицию стрелка. И БТР длинной очередью тупо снес весь верхний угол здания. Еще несколько минут назад тот снайпер получал какое-то свое удовольствие, паля по людям без разбору. А теперь экипаж броневика оттягивался уже по-своему, разнеся верх дома.

Вот и все. За Москвичом Кирилл вернулся через пару дней. Машина была в порядке, но пива в багажнике не было. Мне потом наперебой рассказывали друзья из телецентра, как их Бог отвел от дежурства или ночного монтажа в ту ночь, но их сопли неинтересны. Интересно мнение обычного паренька из Марьиной Рощи, который и не заметил, как проснулся в абсолютно другой стране.

Комментариев нет:

Отправить комментарий