понедельник, 23 сентября 2013 г.

Лексикологии псто

Язык - это живой организм. В него, как в губку, постоянно впитываются из повседневной жизни какие-то новые слова, обороты, целые фразы, а с ними и как правило мимика, модель поведения. Иногда забавно бывает по изменениям в языке отслеживать какие-то тенденции в обществе.

Я например прекрасно помню изменения в головах советских людей, происходившие в 90-е. Еще в 89-90-м можно было предложить знакомому коробку итальянской косметики Pupo по спец цене, а в ответ получить ожидаемо эмоциональное "Ух ты!", или "Зыкано!", или "Маферно!", или "Бзяво!". В 91-92-м в ответ получал долгую затяжку, дым в потолок и после пуазы: "Это интересно!"

Тогда же в повседневное обращение просочились словечки из воровской фени, типа "беспредел", "откат", "развод" и "подстава". Сейчас эта лексика уже плотно укоренилась во всех слоях общества, вплоть до самого верха. Сейчас уже фраза "На улицах царит полный...", сказанная на радио или телевидении, физически не может быть окончена словом "хаос", "беспорядок", "беззаконие". Губы ведущего уже сами автоматически выговаривают пресловутый "беспредел", даже не задумываясь, что вообще-то это слово пришло из зоны.

Это 90-е. Сейчас в язык полезли чиновничьи оборотцы. Еще лет 5 назад с экрана телевизора какое-то широченное лицо рассказывало, как оно "мониторит ситуацию". Видимо лицо искренне считало, что смотреть на скринсейвер монитора и значит, "мониторить". И вот уже в нашем РЭУ (или как там оно называется, ЖЭК может) начальник, в ответ разгневанным жильцам по поводу нерегулярного вывоза мусора, делает строгое лицо и сообщает нашим активисткам: "Не беспокойтесь, мы тщательно мониторим ситуацию!" Ясно? Тщательно он мониторит.

А на днях получил фразочку, от которой меня корежит, как от камнем по стеклу. Выхожу на лестничную клетку, а у нас ведь новостройка, многие еще продолжают фигачить ремонт. Продолжает и моя соседка напротив. Но при этом ей лично ее же строительный мусор мешает сильно. Поэтому она по-маленьку складывает его на лестничную площадку. Ну мешок, ну два, можно было бы и потерпеть. Но у нее этими самыми мешками уже заставлена вся стена, которая напротив моей двери. Встретив ее на днях, выходящей из квартиры, я в максимально аккуратных выражениях постарался до нее донести мысль, что так делать не хорошо, что мусор каждого из нас должен быть собственной проблемой каждого из нас, а подкладывать это неудобство в общий корридор - занятие, достойное парнокопытного, а никак не Homo Erectus, Человека Прямоходящего.

Когда я закончил и перевел дух, соседка смерила меня взглядом и произнесла то, от чего у меня может случиться приступ, если правильно подобрать момент. Он сказала, нахмурив брови: "Я вас услышала!" Сказала и, развернувшись на каблуках, пошла себе к лифту. Говорят, она работает в каком-то Управлении делами Всех Управлений, в бухгалтерии. Услышала! Поняла ли, станет понятно на этой неделе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий