воскресенье, 16 декабря 2012 г.

Фильм Облачный Атлас / Cloud Atlas

На дворе начало 19-го века... Точнее начало 20-го... Нет, нет. На дворе диско-переливами сверкали 70-е... Начало 21-го века, начало 22-го, адъ 23-го века.

В какие бы времена ни жило человечество, перед ним всегда встает вопрос: готовы ли люди мириться с нарушением их базовых прав. В каждую эпоху существования человеческой цивилизации нарушаемыми их "базовыми правами" выступало разное. Это было рабство в 19-м веке, когда система строилась на плодах труда чернокожих, не обладающих вообще никакими правами, даже на жизнь. Система была стройной, люди комфортно жили в ней долгие годы, причем как хозяева, так и рабы. Есть правила, и им надо следовать, что тут мудрить.

Это нефтяное лобби наших лет, когда вся мировая система строится на продаже и переработке углеводородов. Мир принадлежит тем, кто добился прав на нефть. Любая попытка изменить этот порядок угрожает самой системе, и система жестоко покарает. Да и желающих изменить что-то практически и нет. Ну потому что а смысл?

Во все века система разделяла и властвовала. Важно поделить людей на полноценных и убогих, и тогда полноценные могут спокойно существовать на плоды труда убогих. И совершенно неважно, в чем убогость. Это может быть цвет кожи, это может быть сексуальная ориентация, это может быть форма ушей и черепа, цвет глаз или волос. Важно, чтобы мир четко делился на правильных и неправильных. И тогда система существует комфортно, так как "правильные" вместе с превосходством над "неправильными" автоматически получают право на плоды чужого труда.

И в каждую эпоху, всегда, на фоне общего безоговорочного согласия с правилами игры, находились вдруг такие, которым "больше всех надо"! Вот есть порядок, при котором белые люди сидят за столом в смокингах, а черные люди им носят еду! Ну и все! Что непонятно-то?! Так нет же, всегда найдется такой, который разглядит в однородной черной массе глаза одного раба, станет задумываться, а раб еще и заговорит в ответ, и вот уже этот чудак восстает против заведенного порядка. Вот все люди как люди, заправляют машины бензином и спокойно себе радуются. Нет, надо кому-то атом расщеплять, чтобы энергии хватило на всех. А не надо на всех!!! Зачем это??? Есть порядок, не мы его завели, не нам его и отменять, сидите и не отсвечивайте!

Но нет! Всегда находился такой выскочка, всегда найдется сегодня, и всегда найдется в далеком-далеком будущем! Система всегда будет разделять и властвовать, а если надо, то жестко подавлять! А люди будут с системой бороться, так как людям свойственно быть свободными. Так всегда было, и, если верить Тыкверу с семейкой Вачовски, то и через 300 лет ничегошеньки не изменится. По крайней мере такова канва фильма Облачный Атлас


Фильм состоит из нескольких новелл, которые развиваются параллельно, при этом каждая из них о своей эпохе. Новеллы связаны между собой, но настолько незначительными сюжетными зацепками, что слоган прокатчиков Everything is connected (Все взаимосвязано) звучит притянутым за уши. Все взаимосвязано не потому, что герой в 70-е годы 20-го века читает переписку героев другой новеллы из начала 20-го века, а герой начала 21-го века читает дневник персонажа 19-го века. Все взаимосвязано потому, что картинка меняется, меняются технологии, одежды, внешний вид и навыки героев на экране, а при этом проблемы остаются теми же: угнетение человека человеком и его сопротивление.

Это в философском смысле. А так-то все взаимосвязано прежде всего потому, что все эти новеллы, разные века и разные нравы играются набором одних и тех же актеров. И вот пожалуй тут я могу откинуть ложный пафос и сказать, что фильм мне не понравился. Не так, как не нравится к примеру современный ремейк Служебного Романа или Иронии Судьбы. Нет, те фильмы вызывают настоящее, неподдельное чувство гадливости и омерзения. А тут фильм хороший, но устойчивое ощущение, что гора родила мышь.



Три часа дорогой и качественной картинки посвящены тому, что нельзя обижать слабых. И слабые имеют право на революцию. Но это все равно не поможет, потому что пройдут годы, и слабых будут обижать опять. Это идея захватила авторов и воплощена киногруппой, в которой почему-то не нашлось места современным технологиям, и решили пригласить старых добрых гримеров, которые еще при Станиславском и Немировиче-Данченко пытались перевоплощать.


Это Том Хенкс и Халли Берри в новелле про далекое будущее. А вот Хенкс уже в роли бандюка наших времен.


В принципе неплохо. А вот грим Халли Берри в роли еврейской женщины начала 20-го века меня пугает.


Больше всего в этом фильме досталось легендарному Агенту Смит из Матрицы (Хьюго Уивинг). Вот он традиционный:


Здесь он в роли женщины (!!!) администратора дома престарелых (аккуратней, берегите глаза)


А тут он вообще в образе неописуемом:


Кстати такой же образ достался и Джиму Стерджессу


А вот он же, но в нормальном облике из новеллы начала 19-го века


Кстати жена в этом кадре, это никто иная, как Санми из сюжета про 22 век


Ну я думаю мысль ясна. Лица Хью Гранта, Тома Хенкса, Сьюзан Серендон из новеллы в новеллу кочуют в совершенно непредсказуемых образах. В итоге это все начинает напоминать Ширли-Мырли.

Вывод, которым навлеку на себя все лучи поноса от фанатов Матрицы и семейки Вачовски: семейка вместе с Тыквером сняла дорогущую и масштабную экранизацию Билля о Правах Конституции США. Дальше, чтобы уже вообще замахнуться, им можно дерзнуть и взяться экранизировать Инструкцию к освежителю воздуха. Не сомневаюсь, что и там будет столь же масштабно и эффектно, я никоим образом не ставлю под сомнение их мастерство.

P.S. Да, я не люблю Матрицу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий