среда, 28 ноября 2012 г.

Фильм Такси-Блюз / Taxi-Blues

Жизнь Лехи Селиверстова не была как-то особенно сложна. Нет, разумеется случались и в его бытие некие провалы, но связаны они были в основном с недостаточным потоком удовольствий, а иногда этот поток и вовсе пересыхал. Но не было в жизни Лехи ни войны, ни голода, ни разрухи. Голод случался, но только потому, что денег вдруг не стало. Главное еще вчера денег было навалом, и можно было скупить все, что попадается в поле зрения, благо в перестроечной Москве не так уж и много попадалось на глаза. Можно было купить на всю ночь такси вместе с таксистом, у таксиста можно было выкупить все его запасы подпольного алкоголя, которым торговали тогда все до единого водителя. Можно было даже купить себе друзей, точнее представить, что вот эти люди, крутящиеся вокруг его ночного блеска, и есть его настоящие верные друзья.



Но потом наступает утро следующего дня, в кармане нет ничего-ничего, а вокруг нет никого-никого. И тогда да, может наступить голод на какое-то время. По крайней мере, пока что-то такое не подвернется. Потому что обычно всегда что-то подворачивается. Ведь Леха Селиверстов - гений! Он с Богом разговаривает. Самое необычное в этом то, что так считает не только сам Леха, потому чтотогда это был бы просто диагноз и все. Нет, такое мнение о Лехе вполне разделяют все его знакомые. Кто-то с восторгом, кто-то с отвращением.


Не было ни войны, ни разрухи, ничего этого не было и в жизни Ивана Шлыкова. Но жить он привык так, как будто все это в его жизни на самом деле было. В конце концов какая разница? Ведь было это все в истории его, Ивана, родины. Значит можно сказать, что и в его собственной жизни. Он, Иван Шлыков, плоть от плоти своего родного народа, и он этим фактом гордится, может даже немного напоказ. Он работает, как надо, чтоб нестыдно, и отдохнуть может, как в последний раз. Он знает, что хорошо, а что плохо. Его ориентиры очерчены совершенно четкими линиями, без всяких оттенков серого. И это делает его жизнь, хоть и не выдающейся, как у великих предков, но зато спокойной и понятной.


И надо же Лехе Селиверстову так лопухнуться!!! Однажды, после очередной "беседы с Богом", а точнее после концерта, которые Леха время от времени дает, как гениальный саксофонист, карманы его были как всегда полны денег.


И надо же было такому случиться, что в этот праздник он с друзьями поймал именно такси, водителем которого работал Шлыков. И надо же было Лехе именно Ваню Шлыкова кинуть на сумасшедшие для того времени 70 рублей. Ведь как все было бы проще, не наскочи они друг на друга. Иван Шлыков мог бы и не узнать о существовании таких специальных людей, как Леха. И жил бы себе слава Богу. Ан нет, вот свело их провидение.

Стерпеть существование рядом с собой такого человека, как Леха, Иван не мог. Ну не может вот так жить человек, самим фактом своего довольного существования подрывая все Шлыковские ориентиры!!! И тогда Иван решает перевоспитать музыкантишку.


Да он потом еще благодарен ему будет, глупый!!! Вот так Ваню когда-то учили в армии, в таксопарке или где там еще!!! И вот пожалуйста, гражданин, на котором тут все держится, в стране этой огромной. А Лехе просто не повезло, ну не попался ему на пути вот такой же, строгий, но справедливый, наставник, который подсказал бы, направил бы.

И не мог Иван себе даже в страшном сне представить, что этот тщедушный алкоголик, паренек, только и умеющий, что в дудку дудеть, что он найдет в душе у Ивана ту единственную струнку, которая лопнет. Что кто кого перевоспитает в этой дуэли, это еще ох какой большой вопрос.

---
Не спрашивайте меня, с чего это я вдруг решил пересмотреть это кино. Я искренне ненавижу практически все наше перестроечное кино. Это был неиссякаемый поток чернухи, которая лилась на головы бедных людей, для которых вот эта чернуха на самом-то деле была их жизнью. Как правило никакой ценности в плане искусства такое кино не имело, просто это была возможность для режиссеров вкусить запретного плода. Еще пару лет назад нельзя было ни сказать в фильме слова "жопа", ни тем более показать жопу. А вдруг раз, и стало можно и то, и другое. Ценности в этой жопе никакой, но зато каким смелым мог в этот момент почувствовать себя автор!!! И критики вторили: "Да! Это очень смело!"

Мне все это никогда не нравилось. Но конкретно Такси-Блюз я видел множество раз. Во-первых потому, что это кино все-таки лауреат Каннского фестиваля, а это что-то да значит. А во-вторых один мой близкий родственник имел непосредственное отношение к съемкам этого фильма, так что хочу-не-хочу, а смотреть надо было.

Я не разделяю всех восторгов по поводу качества этого кино. У меня к нему масса претензий, и главная все в той же чернухе, причем даже преувеличенной, лубочной, как балалайка и матрешки. Иными словами этот фильм сразу задумывался как бы на экспорт. Мне же всегда было обидно, что мою страну намеренно уродуют на экране, чтобы попасть в модный тренд.

Но столкновение этих двух характеров, двух типажей, двух философий - это действительно великолепно. Процесс внутренней ломки Ивана Шлыкова, который развивается на экране, поражает. И главное, оба эти типажа никуда за эти 20 с лишним лет не делись. Оба они здесь (хотя Леха скорее всего бичует где-то на Брайтоне). Вот только поменялись они местами. Страна наша безнадежно завоевана Шлыковыми. По крайней мере мне так кажется.

И вот в этом интерес этого кино сейчас. Смотрится оно теперь по-новому. Ведь Шлыков, и об этом пишут финальные титры, открыл частную фирму Такси. Так вот, я знаю, что было дальше. Дальше он по одной отжал у таксопарка автомобили, дальше выкупил здание таксопарка, а дальше распродал машины, уволил людей и сдал всю территорию автокомбината до последнего закуточка в аренду. И так же поступила вся страна... Увы...


Комментариев нет:

Отправить комментарий