понедельник, 19 января 2015 г.

Карикатуризм

В восемнадцатом веке во Франции королевский двор совершенно потерял связь с реальностью. Людовик XVI не в состоянии был заниматься в государстве ничем, кроме охоты. Его жена, королева Мария-Антуанетта, сливала состояния на балах и маскарадах. Ей даже пришлось построить для этих целей специальный дворец Трианон, в котором был разбит миниатюрный парк с озерами, в которых разводили лебедей, только чтобы картинка больше напоминала модные тогда пасторальные сюжеты.

Дворец Трианон был построен на территории Версаля, который в свою очередь построил когда-то Людовик XIV, чтобы удалиться из Парижа, где королю-солнце сильно воняло людьми, с их рыбными и мясными лавками. Таким образом король-солнце убежал от людей в Версаль, откуда в свою очередь Мария-Антуанетта убежала в свой Трианон. Неизвестно, куда оно шло, возможно дети Марии-Антуанетты соорудили бы себе еще какое-то убежище в центре уже Трианона, но тут в дело вмешался юмор.



Ведь люди, хоть и восприимчивы к любой официальной доктрине и пропаганде, но глаза-то не замажешь, им ведь видно было, насколько в разных мирах существуют они, простые горожане, и королевский двор, одни наряды которого стоили больше, чем вся еда в стране, которой кстати становилось все меньше и меньше. И вот по улицам Парижа, по кабачкам и тавернам начали гулять стишки про развратную "австриячку" и ее тюфяка-мужа, короля Франции. А так как тогда читать умели далеко не все, то многие из этих стишков подкреплялись для наглядности еще и соответствующими рисунками.

Вот так с помощью карикатур и свершилась Великая Французская Революция. Конечно не только с помощью карикатур, но именно высмеивание пороков власти с помощью дурацких рисунков стало одним из символов свободы Франции. Смех, умение высмеять зло, сделать зло смешным, а не страшным, именно это определило французов как нацию на столетия вперед.

Конкретно издание Еженедельник Charlie (именно так переводится слово Hebdomadaire, или кратко Hebdo) появился кажется в шестидесятых. Специально не гуглю, а пишу так, как я это помню из школьного курса, потому что я учил французский в том числе и по картинкам Шарли. Издание возникло на волне студенческих демонстраций, когда правительство Де Голля попыталось подзакрутить гайки, и на передний план вышел главный девиз французской молодежи: "Запрещено запрещать". Тогда у них там пошел прямо целый поток законов, один за другим, пытавшихся запретить все и вся, ну мы это понимаем сейчас, как никто. Когда жанр карикатуры в связи с этим вновь стал актуален, Де Голль запретил издание Шарли. После чего через какое-то время запретился и сам Де Голль.

Жанр политической карикатуры, и в частности издание Шарли, это как... Что бы такое подобрать, чтобы стало яснее. Ну это основа. Это как баня в России. Как матрешка. Ну или как запрет женщинам появляться на пляжах Дубаи и Шарджи в бикини. Запрет этот действует вне зависимости от вероисповедания женщины или ее национальности, потому что они совершенно не важны для следования закону. Надо просто уяснить, приехали в Дубаи, будьте добры соблюдать на пляжах законы страны, куда вы приехали. Даже если ваша исконная культура предполагает выпить водочки под селедочку с лучком, то увы, этот ваш культурный зуд вам не удастся унять в эмирате Шарджа. Ну это так же, как например нельзя взять в руки оружие и положить из него 12 человек, объясняя это страшной обидой. Понимаю, это больно, с этим трудно смириться, но таков закон.

Я скептически отношусь к лозунгу JeSuisCharlie, мне он как-то кажется идиотским, потому что в такой же мере JeSuisNordOst, или JeSuisBeslan, или JeSuis9/11. Ни один из этих лозунгов не вызовет ни малейшего дрожания в душе правоверных мусульман. Равно как и в совершеннейшую штангу уйдет и сегодняшняя акция в городе Грозном, где мусульмане Кавказа зачем-то утверждают, что они любят пророка Мухаммеда. Как будто без этой акции мир об этом не знал.


Единственное, почему эта демонстрация может быть интересна миру, это потому что Рамзан Кадыров обещал собрать более миллиона участников в городе, где живут всего несколько сот тысяч человек, в республике, где живут чуть более миллиона человек вообще, и все это в обычный рабочий понедельник. Обычный рабочий понедельник в стране, конституция которой четко и недвусмысленно определяет Россию, как светское государство.

Комментариев нет:

Отправить комментарий